Ну зачем, спрашивается, нужен в часах календарь, показывающий не только дату и месяц, но даже год? И если простая секундная стрелка еще может понадобиться, чтобы измерить пульс, то хронограф обычному человеку, по правде говоря, без надобности, только если он по утрам не устанавливает рекорды в спринтерском беге. По этой причине последний опытный образец TAG Heuer "Калибр 360", способный измерять время с точностью до 1/100 секунды, кажется абсолютно бесполезным для жизни. А вечный календарь? Кто сможет проверить, насколько он вечный, и если вдруг через много лет обнаружится погрешность, как узнает об этом тошедший в мир иной его первый владелец? Не говоря уже о турбийонах -об этом чистом искусстве ради искусства, невероятно поднимающем стоимость часов и, как уверяют, компенсирующем действие гравитации на точность хода. Справедливость последнего утверждения вы вряд ли сможете проверить в домашних условиях.

    Еще в начале 90-х годов все знаменитые часовые дома придумали так много необычных функций для своих изобретений, что появились экземпляры, совершенно не поддающиеся регулировке по причине их сложности. Хорошо, что эта "гонка вооружений" не угрожает безопасности человечества. Поэтому вопрос "что дальше?" совсем не праздный: совершенствовать часы до бесконечности невозможно. Некоторые компании уже сейчас предпочитают добавлять дополнительные опции порционно - по одной, две максимум, - иначе потребитель потеряет вкус к новизне.
Например, в новые часы старейшей марки Blancpain - Le Leman Reveil GMT - добавлен второй часовой пояс и будильник. Как говорится, пустячок, а приятно.


     Впрочем, все то, что перечислено в часах выше - начиная с турбийона и заканчивая годом в календаре, - тоже делается лишь потому, что это
1)приятно,
2) круто, согласно принятым в определенном кругу представлениям.

Посмотрим, как ведут свою "гонку вооружений" ведущие часовые дома мира.

Ген усложнения
     Girard-Perregaux с 200-летней историей - патриарх в мире сложных механизмов. Его "Турбийон с тремя золотыми мостами", появившийся 150 лет назад, до сих пор остается шедевром, который компания решилась "переиздать" в самый разгар "кварцевой революции", в 80-е годы XX века.
Это одна из немногих часовых марок, самостоятельно разрабатывающих и изготавливающих механизмы. Именно у этой мануфактуры покупают механизмы турбийонов многие часовые марки, в том числе Cartier, Vacheron Constantin и Harr
y Winston.

    "В Швейцарии существуют только три компании, которые сами полностью производят турбийоны, - Pateck Philippe, Jaeger-LeCoultre и мы, - говорит президент и владелец Girard-Perregaux Луиджи Макалузо. - ДНК турбийона находится в крови наших работников. Сейчас мы заканчиваем работу над турбийоном с минутным репетиром в новом дизайне и новых материалах, который будет представлен в 2010 году. Потом наступит очередь инновационного продукта для 2050 года".

     Модели Girard-Perregaux делятся на классические, ювелирные и спортивные. О последних - разговор особый. Макалузо в прошлом - гонщик, и его связывает личная и профессиональная дружба с Ferrari. "Для нас интересен любой спорт, мы совпадаем по духу, - объясняет свою любовь к спортивным часам г-н Макалузо. - Соревнование - это сама жизнь, и мы участвуем в этой гонке".

    В среднем 8-12% годового оборота компания вкладывает в исследования и разработки часовых механизмов высокой сложности, 5-6% оборота - в стилистические разработки. В компании изучают тонкости обработки новых материалов, их взаимодействие, например, как работать с карбониевыми сплавами и керамикой.

     Тезис о том, что прогресс в часовом деле близится к концу, г-н Макалузо отвергает: "У нас не существует понятия "простые часы". Задача компании - создавать механизмы на основе инноваций и использовать все наши знания. Любое упрощение - это отказ от использования возможностей сотрудников. При создании сложного механизма возникает соревнование часовщиков внутри компании".

     Подобный подход позволяет обезопасить часовой дом от возможности копирования. "Конечно, в Китае подделывают все, - говорит г-н Макалузо. - Но можно скопировать только внешний вид, а не сами часы. И человек, который купит подделку, будет отличаться от нашего клиента".

   Кстати, внешний вид многих сотрудников Girard-Perregaux совершенно нетипичен для компании с 200-летней историей. Здесь считают: чтобы выжить, надо брать на работу молодежь. Сейчас под началом главного часового мастера Дениса Шнегга работают молодые ребята: финны, шведы, англичане, итальянцы и французы. Это так забавно: ему больше 60, а им по 25, и у некоторых волосы выкрашены в зеленый цвет. Но им интересно работать над часами. Почему именно над часами? По сути, это не важно. Это похоже на работу над двигателем большой машины или самолета.

Свидетели истории

     История марки Om
ega - это хронометраж Олимпийских игр, покорение океанских глубин и космоса. Кроме того, это часы Джеймса Бонда, который больше, чем космонавт.

     На российском рынке Omega уже около 15 лет, но именно сейчас  компания решила изменить стратегию продаж в России. По словам президента компании Omega Стивена Уркхарта, ее менеджмент допустил некоторые ошибки в дистрибуции, позволив продавать эти часы в маленьких розничных магазинах рядом с дешевыми брендами. Сейчас цель Omega - сократить количество существующих в России магазинов и повысить их уровень. Вместо 120 магазинов, 45 из которых было в Москве, останется 80 (в Москве - 20-25). Теперь в столице розничными продавцами будут Consul, Da Vinci и Eurotime, оптовым - Mercury. Последняя компания получила право продаж Omega за пределами столицы. В Санкт-Петербурге часы Omega будут продавать Eurostyle, Diamant и Imperial. "Нас волнует не столько количество магазинов, сколько уровень презентации марки. Мы должны заботиться об эксклюзивности", - говорит г-н Уркхарт.

    В компании Omega прекрасно понимают, что если человек платит за часы 0 или даже , они уже нужны ему не только для того, чтобы знать, который час: китайские поделки за -20 тоже прекрасно показывают время. Люди покупают мечту, стиль жизни, известное имя. "Посмотрите, - говорит г-н Уркхарт, - все эти сложные функции в механических часах никто не использует. Вот в моих часах два циферблата, есть хронометр. А для чего он мне нужен? Может быть, яйцо с утра сварить?"

     Между тем человек, имея такие часы, чувствует себя владельцем современных технологий. Сейчас все модные журналы полны рекламы часовых марок. Женщине для демонстрации статуса недостаточно иметь сумочку и серьги - ей нужны еще и часы. Самые дорогие часы делают только традиционные часовые марки: у них есть история и запас доверия клиентов. Ни один fashion-бренд, который тоже выпускает часы, никогда не превысит определенный ценовой уровень.

Цена бренда - самый трудный вопрос в современной часовой истории, поскольку никаких четких правил не существует.

     Стивен Уркхарт: "Ювелирные часы с бриллиантами могут стоить млн. - это цена бриллиантов, но не часов. Между тем некоторые новые марки предлагают просто фантастические идеи механических часов. Но они не пользуются таким доверием рынка, как знаменитые старые бренды. Часы - это особенная вещь, их нельзя сравнить с аксессуарами, предметами роскоши или автомобилями. Когда вы едете на автомобиле, вы видите и чувствуете движение. Но движение внутри сложных часов вы видеть не можете. Парадокс, однако, заключается в том, что в современном обществе все больше людей хотят иметь именно механические часы - в качестве некой связи с прошлым. Например, Азия - это иная, нежели Европа, культура, я называю ее "электронной цивилизацией". Там все ходят с blue-touth, но все равно покупают механику. В этом азиаты похожи на европейцев, хотя европейцы в силу своей культуры понимают в часах больше. И даже если телефоны будут встроены в каждое ухо и мы будем связываться с друзьями через спутник, такие часы, как Omega, останутся". Часы как удовольствие. Несмотря на то, что дом моды Christian Dior выпускает часы с 1975 года, только в июле нынешнего года они были представлены в Москве официально.

     У Christian Dior три дизайнера: Джон Гальяно создает женские коллекции, Эди Слиман - мужские, а Виктуар де Кастеллан занимается ювелирными украшениями. Над часами из последней коллекции поработали все трое. Не обошлось без ноу-хау. Например, в коллекции Гальяно Christal сапфировое стекло впервые использовано в новом качестве - не для защиты циферблата, а как декоративный элемент браслета.

"Хрупкое сапфировое стекло очень сложно обработать так, чтобы его кристаллы приобрели пирамидальную форму, - говорит президент Dior Watch Валери Лашо. - Мы же хотели придать браслету эффект сияния".

Помимо новаторского дизайна у этих часов есть и другие достоинства.

     Во-первых, это хронограф, во-вторых, часы могут быть использованы для погружения под воду. Их ободок прокручивается в одном направлении - так же, как в специальных моделях для дайверов. Учитывая, что вряд ли в
этих практически ювелирных часах кто-то рискнет погрузиться с аквалангом, дизайнерами была создана специальная, спортивная версия модели.

Перейдем к коллекции Эди Слимана Chiffre Rouge ("Красная цифра").

     Дата в часах этой линии выделена красным цветом, а красная заводная головка слегка смещена. Есть и обычные часы, и хронограф, и часы со второй часовой зоной. Хронограф снабжен механизмом El Primero от Zenith, совершающим 36 000 полуколебаний в час (это самая высокая частота среди хронографов). Кстати, Луиджи Макалузо (Girard-Perregaux), не слишком высоко оценивая турбийоны Zenith, заметил, что автоматический хронограф, который выпускает эта компания, - лучший в мире.

     Что ж, осталось понять, у кого Dior закупает остальные механизмы, ведь fashion-марка вряд ли производит их самостоятельно.

     Валери Лашо: "У нас собственное часовое ателье в Швейцарии. Мы инвестировали в эту мануфактуру много средств, и она работает только для Dior. Мы оплачиваем также обучение мастеров. Все рекомендации, применяемые к часовым маркам, соблюдаются и у нас. А механизмы ETA, которые мы используем, поставляются в 90% швейцарских марок".

     Считается, что каждая уважающая себя fashion-марка должна выпускать часы, поскольку это необходимое дополнение внешнего вида мужчин и женщин.

     "Одни из них ищут механизм, - говорит Валери Лашо, - другие - стиль, моду, уникальность внешнего вида. Например, если вы покупаете BMW, вы покупаете не просто его двигатель, вы покупаете look. Если бы вам был нужен двигатель, вы купили бы Ferrari. Да, у часов Dior хорошее качество, но при покупке люди думают совсем не об этом. Недаром мы используем лучшие материалы, которые испытываем десятки раз, у нас много ручной работы, мы очень много вкладываем в качество, чтобы наша вещь у покупателя десять лет находилась в отличном состоянии. Кстати, логотип luxury-марки стоит не так много, как кажется. В процентном соотношении китайцы делают наценку больше, чем luxury-бренды".

     Самое существенное преимущество часов серьезных марок перед модными - это то обстоятельство, что они не подвержены капризам моды, их можно передать по наследству. Fashion-часы - вряд ли. Зачем же тогда делать часы из таких дорогих материалов, если вскоре их придется отложить в сторону?

Валери Лашо: "Возможно, вы правы. Но наш ценовой уровень позволяет людям чаще менять часы. У вещей, которые передают по наследству, цена совсем другая. Сейчас времена изменились, люди становятся все более независимыми и покупают себе все сами. Дети уже не хотят пользоваться теми вещами, которыми пользовались родители. Такие часы, как наши, - это покупка для себя, для собственного удовольствия".