Неудивительно, что в Patek Philippe после окончания работы над лимитированной серией даже уничтожают использованные инструменты и оборудование.  

     Каждая фирма стремится добиться того, чтобы при одном взгляде на их часы любой мог определить производителя. Так создается стиль, характерный только для этой фирмы.

    «Лицо» знаменитой мануфактуры Breguet — неповторимый изящный ретро-стиль, с первого взгляда вызывающий восхищение. Часы этой марки нетрудно узнать по классически строгой круглой форме, гильошированному корпусу и циферблату и, конечно же, фирменным стрелкам Бреге.

«Гильоше» — красиво и практично

    Технология «гильоше» позволяет гравировать на корпусе часов и циферблате с помощью специальных гильоширных машин или вручную особый тонкий рисунок в виде комбинации прямых и кривых линий. Похожий рисунок, служащий одной из степеней защиты от фальшивомонетчиков, можно увидеть на любой денежной купюре. Рисунок «гильоше» выполняется в разных стилях, например «Солнце», «Clous de Paris». «Гильоше» придает циферблату приглушенное внутреннее свечение, сравнимое с таинственным светом луны. Это впечатление усиливается при использовании специально нанесенного на золотой циферблат тонкого слоя серебра.

    «Гильоше» впервые было применено А.-Л.Бреге, родоначальником Breguet, как средство сделать неизбежно появляющиеся со временем на корпусе часов царапины малозаметными. С тех пор этот прием применяется на всех часах марки Breguet и с завидным постоянством используется другими часовщиками.

Указатели времени

    Еще одна отличительная черта часов Breguet — очень своеобразные, оригинальные стрелки, получившие название по имени их создателя. Они стали очень популярны из-за своей гениальной, законченной, совершенной формы, символизирующей само время. Стрелки Бреге изготавливаются из вороненой стали и имеют черный с синеватым отливом цвет. Тонкая длинная заостренная стрелка символизирует неумолимость течения времени, а маленькая окружность на них, также получившая собственное название — «яблоко Бреге», — бесконечность, цикличность, устойчивость. Стрелки Бреге — визитная карточка часов этой марки.

    Говоря о стрелках, нельзя не упомянуть о других их формах, также получивших свои названия. Среди них выделяются стрелки стиля Cathedrale, наиболее часто используемые Audemars Piguet во многих моделях.

Особым шиком считается иметь на циферблате не две и не три центральные стрелки, а всего одну, которая чаще всего отсчитывает минуты. При этом указатель часа располагается в специальном окошке, где обычно размещается дата.

«Прыгающая» стрелка

    На самом деле «прыгающей» называют часовую стрелку, которая в течение часа остается на одном месте, а в начале следующего перепрыгивает на одно деление. Но так хочется назвать «прыгающей» именно ту стрелку, которая находится на так называемом секторном циферблате! Ведь она, отсчитав на ограниченной части круга (секторе) положенное число делений, по прежней траектории возвращается на исходную позицию со скоростью, едва уловимой глазом. Зрелище поистине завораживающее. Да и сам секторный циферблат выглядит не менее эффектно.

    Секторный циферблат — классический пример того, как во имя красоты и эстетики приходится жертвовать простотой, ведь это достаточно сложный и недешевый механизм.

Циферблат

    Если присмотреться к циферблатам часов, то можно заметить, насколько разнообразны формы цифр и меток, например «багет», «копье», «Clous de Paris». Они могут быть нарисованными, выпуклыми (накладными) и выгравированными. Характерная и очень популярная особенность в оформлении цифр — использование нестандартного, наряду с традиционным, написания римской цифры «четыре»: IIII. В частности, подавляющее большинство моделей Breguet выполнены с использованием римских цифр на циферблате, но ни в одной вы не найдете стандартного написания цифры «четыре» (IV) — это тоже своего рода дань традициям.

    Довольно часто можно встретить наручные часы совершенно без каких бы то ни было указателей на циферблате или, наоборот, испещренные ими даже на корпусе (особенно это касается хронографов). Например, фирма Rolex, известная всему миру своими хронографами, которые заслужили репутацию настоящих «машин времени», до сих пор производит часы не теряющей популярность серии Oyster («устрица»). Своим названием они обязаны своеобразной конструкции корпуса, неприступного, как раковина устрицы. Эти водостойкие и надежные часы, кроме всего прочего, имеют тахометр со шкалой на ободке. Они являются ярким примером того, насколько информативен может быть циферблат часов.

    Однако большинство солидных фирм предпочитают не кидаться в крайности, а находить золотую середину.

Форма определяет содержание

    Первое, что бросается в глаза при взгляде на наручные часы — это их форма. Основных форм, придаваемых корпусам часов, несколько: круглая (реже — эллипсоидная), прямоугольная (многоугольная, квадратная, даже треугольная), бочкообразная. Строгие геометрические формы Calvin Klein, вытянутые объемные Franck Muller, классически строгие Breguet, многоугольные Audemars Piguet, квадратные Tissot. Но сколько же самых разнообразных приемов, изменяющих скучные линии стандартных форм, используют часовые производители, чтобы их изделия не были похожи ни на какие другие! Пожалуй, самыми оригинальными экспериментами с формой известна швейцарская фирма Rado, входящая в концерн Swatch Group и представляющая часы для среднего класса. Часы линии Cerix — яркое тому подтверждение.

Каждому — по «скелетону»

    Революционным событием в дизайне стало появление первых «скелетонов» — прозрачных циферблатов, сквозь которые виден весь механизм наручных часов. Иногда прозрачной делают только заднюю крышку часов. При этом мельчайшие детали механизма гравируются вручную, а иногда декорируются драгоценными камнями. Сложный механизм, сам по себе являясь настоящим произведением искусства, становится вдвойне достойным того, чтобы быть выставленным на всеобщее обозрение, и вдвойне дорогим. Неудивительно, что самые именитые фирмы обязательно включают в свои коллекции «скелетоны», ставя прозрачный циферблат на часы с уникальными механизмами. Несмотря на то, что обывателю внешний вид «скелетонов» может показаться, мягко говоря, странным, носить «скелетон» на запястье считается не только модным, но и по-настоящему престижным.

Чем больше, тем… сложнее

    Говоря о фирменном стиле, необходимо упомянуть фирменное окошко даты от A.Lange & Sohne. Стандартный способ отображения даты в окошке состоит в том, что 31 число, обозначающее дату, располагается на краю специального диска, диаметр которого прямо пропорционально зависит от величины цифр. Поэтому размер окошка даты ограничен размерами корпуса часов. Варианты расположения окошка даты в обычных часах также сильно ограничены. Уникальное изобретение немецкой часовой мануфактуры позволило сделать дату гораздо крупнее, чем на обычных часах, что особенно впечатляюще смотрится на часах прямоугольной формы. Конструкция указателя состоит из двух перекрывающих друг друга дисков — в виде крестовины для десятков и в виде круга для единиц. На крестовине нанесены цифры 1, 2 и 3, а четвертое поле закрашено белым — для дат с первого по девятое число каждого месяца. Сложность данного механизма состоит еще и в том, чтобы после 31-го числа не наступало 32-е. Для этого необходимо, чтобы диск с единицами раз в месяц останавливался на цифре «1», пока крестовина десятков не передвинулась на белое поле.

«Перевертыши»

    Среди швейцарских часовых марок, имеющих свое «лицо», выделяется также Jaeger-leCoultre, известная своими первыми в мире часами Reverso, созданными в 1931 г. Идея часов в корпусе-перевертыше, задняя крышка которого предохраняла бы стекло циферблата от повреждений, была с восторгом принята среди состоятельных людей, занимающихся элитарными видами спорта: конным поло, горными лыжами, автогонками. Задняя крышка при этом становилась прекрасным объектом для дизайна. На другой стороне часов выполняли великолепные эмалевые миниатюры, способные порадовать ценителей красоты высоким искусством исполнения. Также до сих пор очень популярна гравировка на обратной стороне монограммы заказчика, оплачиваемая по отдельному прейскуранту. Еще большим шиком считается выполнить монограмму из драгоценных камней.

    Позже на обратной стороне часов Jaeger-leCoultre появился второй циферблат, который зачастую выполнен совсем в другом стиле, так что, покупая часы этой серии, вы приобретаете сразу двое часов, которые можете менять в зависимости от своего настроения.

    Здесь уместно также упомянуть о часах, которые не переворачиваются, как Reverso, а просто имеют на обороте дополнительный циферблат.

    Очень красивы и практичны сложные часы швейцарской мануфактуры Daniel Roth с турбийоном, на лицевой стороне которых — обычный циферблат с часами и минутами и маленькая секундная стрелка, а на обратной — индикатор даты и запаса хода.

    Секундный циферблат на самом деле содержит целых три стрелки различной длины, делящие окружность на три равные части. Каждая из них в положенное время дотягивается до своего секторного циферблата, с которого и следует считывать показатели секунд. Это оригинальное дизайнерское решение наглядно иллюстрирует, что самые простые детали могут быть представлены в совершенно новом свете.

Полотна для часовых художников

    Одно из направлений в дизайне наручных часов — изображение миниатюр на эмалированном циферблате (так, как это делает Jaeger-leCoultre на обороте своих Reverso). Эта техника сложна и уникальна; во всем мире очень мало мастеров, владеющих ею, и поэтому часы с миниатюрами в эмали ценятся очень высоко. В качестве примера можно привести специальную линию Vacheron Constantin Les Historiques, посвященную художнику-анималисту Дж.Одюбону. На циферблате этих часов, выпущенных серией в 100 экземпляров, запечатлены 10 сюжетов Дж.Одюбона, выполненные техникой «шамплеве» на 10 различных циферблатах.

Куда бы поместить?

    Стремясь изобретать все новые и новые нестандартные решения в дизайне, часовые мастера придавали часам все новые и новые качества. Часами в кольце или кулоне уже давно никого не удивишь (естественно, речь идет о механических часах, поскольку кварцевые проникли, кажется, уже во все предметы быта). А как вам часы в запонках и зажигалках?

    Особую страсть к перемене мест для часов питает фирма Alfred Dunhill, которая умудрилась разместить часы еще и в линейке-зажигалке, в рамке для фотографий…

    Чтобы не быть голословными, приведем в пример еще одно достижение дизайнерской мысли — часы в монете. Первоначально фирма Piaget выпустила ультратонкие часы Montres Speciales в особом юбилейном медальоне. Это нестандартное решение натолкнуло дизайнеров на новую идею — поместить часы в 20-долларовую монету диаметром всего 35 мм. У этих часов, ставших настоящим произведением искусства в области миниатюризации, откидывается крышка точно так же, как и у карманных.

Кто оригинальней?

    Нельзя не упомянуть самые эффектные дизайнерские решения, воплощенные в самых разных наручных часах самых разных производителей.

    Чего стоят «жалюзи» на часах Vacheron Constantin Les Historiques Jalousie. Помимо того, что это практично (так вы никогда случайно не поцарапаете циферблат), это еще и очень оригинально. Для женщин фирма Ebel разработала серию с похожей решеткой, но гораздо более изящной и элегантной.

    Не менее эффектно выглядят и часы Audemars Piguet John Shaeffer Star Wheel, полностью ломающие представление о том, как должны выглядеть часы.

    И, конечно, нельзя не отметить успехи молодой швейцарской фирмы Blu в области эффектного дизайна. Глядя на эти швецарские часы, понимаешь, что это не только прибор для отсчета времени, но и оригинальная вещь, способная поражать воображение.

    Подводя итог, следует сказать, что гранды часового производства, которых не так уж и много, все же осторожны в экспериментах с дизайном. Они были, есть и будут в меру консервативными в этом смысле, поскольку уже давным-давно стали узнаваемыми, а резкая смена дизайна могла бы вполне сыграть и против них. Но это совсем не значит, что они благополучно почивают на лаврах. В этом совсем нетрудно убедиться. А поскольку всегда можно найти что-то новое и неординарное даже там, где, казалось бы, уже все изобретено, часовые производители всегда будут радовать нас новыми оригинальными идеями.

Наталья Нарышкина
«Директор-инфо» № 13/2001